Фонд замедленного бездействия
«Да ведь люди нас разорвут!» Тюменские депутаты занялись капремонтом, деньги - в общей кассе
29.01.2015 23:03
Капитальный ремонт жилых домов грозит стать большой проблемой и для властей, и для граждан
В тюменской Гордуме обсудили капитальный ремонт жилья. Программа, представленная областным правительством депутатам и общественности, оказалась спорной, компромиссной и вызвала недоумение даже у народных избранников. Сколько жители Тюменской области будут платить за капитальный ремонт домов, почему жильцы многоэтажек могут «подставить» остальных тюменцев и как разрушить систему, старательно выстроенную областными властями, — в материале «URA.Ru».
С июня жители Тюменской области будут платить за капитальный ремонт семь рублей пятьдесят копеек с каждого квадратного метра жилья. Как выразился депутат-единоросс Юрий Баранчук, «это разумная цена, хотя людям может быть трудно, учитывая то, как у нас дорожают продукты». Изначально власти рассматривали вариант отдельной ставки для каждого района области. Получилось от 5 рублей 60 копеек для Казанского района до 22 с лишним рублей для Уватского. В итоге решили выбрать нечто среднее.
От уплаты денег на капремонт будут освобождены жильцы ветхих и аварийных домов. Если же включенный в программу капитального ремонта дом впоследствии признают ветхим — то неиспользованные для ремонта платежи его жильцов им же и вернут. Правда, с одним условием: предварительно из этих денег оплатят снос признанного аварийным дома.
Область спонсирует программу ремонта на полмиллиарда рублей. Вкупе с собираемыми с жильцов двумя миллиардами рублей в год получается весомая сумма — 2,5 миллиарда. Но это в теории. На практике есть нюансы. Дело в том, что жителям будет дан выбор: сдавать деньги в общий котел или оставлять на спецсчете дома. «Общим котлом» будет распоряжаться Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области.
В соответствии с составленной компьютерной программой на базе данных о состоянии домов очередью фонд будет постепенно ремонтировать здания. Ремонт поэтапный, сначала один элемент, потом другой. Всего программа пока что рассчитана на 30 лет.
Те же дома, которые предпочли не отдавать свои платежи «в общак», смогут сами распоряжаться ими для ремонта. Однако, если они почему-то не смогут выполнить тот или иной ремонт в срок (а они находятся в общей очереди и могут лишь приблизить запланированный ремонт, но не отодвинуть его), то фонд изымает у них деньги в общую кассу.
Если такому многоквартирнику не хватит накопленных денег, жильцам придется скидываться дополнительно, если они и дальше хотят собирать свои платежи на специальном счете. Областные власти уверены — сами собственники с вопросами ремонта не справятся, единственный выход — отдавать деньги в Фонд капремонта. Определиться с выбором «фонд или специальный счет» жильцам придется до 18 февраля, причем те дома, что по каким-то причинам не смогут принять решение, автоматически станут клиентами фонда.
В предложенной системе пока вопросов больше, чем ответов. Например, порядок ремонта элементов дома. Депутат Альбина Селезнева встала на защиту жителей старых зданий. «Дому 30-40 лет, — возмущалась она, потрясая планом ремонта одного из домов-старожилов. — Ремонт крыши запланирован на 2015 год, а ремонт фундамента — аж на 2044-й! Да он рухнет к этому времени. Если я к жильцам с такой бумажкой приду, они же меня растерзают!» Однако денег на то, чтобы отремонтировать все и сразу, нет и не предвидится. Разве что только жильцы сами скинутся дополнительно. «Оооой!» — только и смогла простонать Селезнева.
Другая «засада» подстерегает предложенную систему со стороны высотных построек. «Я посидел и посчитал на бумажке, — говорит депутат Гордумы Юрий Баранчук. — Вот человек живет в большом доме. 25 000 квадратных метров общей жилой площади. Умножьте на семь пятьдесят с квадратного метра. Получается 187 500 рублей в месяц. Это два с четвертью миллиона рублей в год. Так зачем жителям этого дома какой-то фонд? Им этих денег хватит и подвал содержать в приличном состоянии, и крышу каждые три года ремонтировать. Они будут держать деньги на спецсчете, а фонд этих денег не получит. Они найдут, на что тратить эти деньги, и заставить их поделиться с другими домами будет невозможно».
Причем пострадать от такого «эгоизма» могут жители самых старых домов города. Как уверяет Юрий Баранчук, заложниками ситуации станут жители малоэтажных домов, в которых мало квартир. «И такие дома, которых много и у Альбины Михайловны в депутатском округе, и у меня в старой Зареке, которые с печным отоплением, без канализации — их никто не ремонтировал, — уверен депутат. — Там достаточное количество денег собрать просто невозможно, квартир слишком мало. Ну, двадцать тысяч рублей в год соберут с этого дома. И что, получается, эти люди сейчас будут платить деньги, а через три года их признают жителями аварийных домов, и эти деньги им вернутся, чтобы их же снести? Это было бы смешно, если бы не было так грустно».
«Меня волнует то, что людям предоставляется очень мало информации. Мы, близкие к источникам информации городские депутаты, сами сидим сегодня, как первоклассники, не понимая, что происходит! А простые тюменцы, а житель какой-нибудь деревни Пупкино?» — возмущается либерал-демократ Мурат Тулебаев. — «Мне помощники сообщили, что на одном из домов появилось объявление, что в пятницу в 11 утра собирают жильцов для выбора — собирать деньги на капитальный ремонт региональному оператору или на спецсчет, — продолжает депутат. — Вопрос: кого они собираются собрать за 18 дней до принятия решения утром в пятницу? Все делается для того, чтобы люди отдавали свои деньги фонду».
При этом депутатов и администрацию города практически отодвигают от участия в капитальном ремонте и контроле за ним. Технический контроль будут осуществлять службы самого фонда. А выбор подрядчиков для ремонта станет двухступенчатым: сначала по наличию техники, человеческим ресурсам и возможностям отберут некий «пул», среди которых потом уже проведут аукцион «на понижение».
«Нам, конечно, сказали сегодня, что мы не будем иметь к вопросам капитального ремонта никакого отношения, но я не думаю, что мы снимем с себя обязанность проверять все данные, — не согласен Мурат Тулебаев. — Что значит — выберем пул подрядчиков? А кто войдет в этот пул? То есть это не так, что на аукцион заявляются тысяча человек, хоть с Санкт-Петербурга, хоть с Магадана или Иркутска. Это уже получается не открытый аукцион! Как бы не заявились пять аффилированных между собой компаний, которые „между собой“ будут осваивать эти деньги».
В итоге пока понятно только то, что ничего не понятно. Областные власти не озвучивают даже сумму, в которую бюджету обойдется функционирование Фонда. Неясны и перспективы капитального ремонта на этот год. «Хорошо, начнем мы платить с мая (первый платеж в июне будет за прошедший май), — говорит Юрий Баранчук. — Любой капитальный ремонт — это проект. Потом двухуровневый отбор подрядчика. Потом надо застраховать, подписать контракты, получить аванс. Я думаю, какие-то ремонтные работы начнутся только в четвертом квартале».
Зато озвучено, как можно очень быстро всю эту сложную систему капитального ремонта, с детальными планами и очередями, разрушить. Дело в том, что жильцы имеют право начать тот или иной ремонт раньше назначенного срока. В этом случае фонд дает на ремонт деньги, которые жильцы уже внесли, а жильцы должны сами покрыть недостающую для ремонта сумму.
Проблема в том, что каждый год все собранные деньги идут на плановые ремонты. И при большом количестве внеплановых взять необходимую сумму фонду будет негде. Такая вот система со встроенной бомбой замедленного действия. Или бездействия.
Предлагаю высказаться по данному вопросу и кто был не в курсе - проинформироваться