Поскольку я очень люблю кататься на саночках на Алебашево - пришлось научиться и саночки возить ремонтировать бампер. Строго говоря, нормальным ремонтом это назвать нельзя . Сейчас в интернете появился некрасивый, но емкий термин:
внимание, 14+
[spoiler] рукожопство [/spoiler]
Т.е. бампер становится пригодным к эксплуатации, но следы ремонта на нем не просто заметны, а прям-таки бросаются в глаза:
Ремонт начинается непосредственно сразу после поломки - надо собрать как можно больше кусочков, в идеале - вообще все. Поэтому складываем все осколки, даже самые мелкие, в какой-нибудь пакетик. Когда все собрано - еще раз осматриваем место, возможно, удастся найти еще что-нибудь.
Второй этап - мойка. Бампер и детали от него я мыл прямо дома в ванной. Еще пострадала защита картера, но она мне показалась слишком грязной, поэтому свозил ее на автомойку.
Третий этап - определение типа пластика. На всех приличных пластмассовых деталях есть маркировка пластика, и после мойки ее можно найти:
В моем случае это PP EPDM, т.е. полипропилен с каучуком. Ищем в интернете маркировку пластика, чтобы узнать, с чем имеем дело: можно ли его паять и клеить, какой клей подходит, советы и фотоотчеты по ремонту таких деталей, и т.д. Большинство бамперов делается из полипропилена, его можно паять и варить (промышленным феном), но почти невозможно клеить. Точнее, клей для него существует, но стоит дороже, чем хорошие духи.
Поскольку полипропилен термопластичен, традиционный "народный" способ ремонта бампера - вплавить в него металлическую сетку. Вот такую алюминиевую сеточку я купил в магазине (в пакете видно кусочек сетки, который еще остался на момент съемки):
А это сетка из нержавейки, куплена несколько лет назад на "блошинке":
Нержавейка более прочная и жесткая и состоит из переплетенных нитей, которые не скреплены друг с другом. Поэтому работать с ней труднее. Алюминиевая мягкая, и на нити не распадается, но в ней легко сделать дырку даже пальцем.
Вообще, при замерзании/нагревании пластик и металл расширяются по разному, поэтому правильный способ ремонта - это без сетки: прихватить кусочки паяльником, настрогать "электродов" (стержней из такого же пластика) и сварить промышленным феном. Хорошо отремонтированная деталь должна ломаться не по шву, а в другом месте. Но такой ремонт - дело долгое и непростое, и в этот раз я решил сделать по-быстрому.
Инструменты: несколько паяльников (совсем тонкий, на 40 Вт, на 60 Вт, и на 100 Вт):
Изолента, ножницы по металлу (для сетки), обезжириватель, и тряпочки-салфетки:
В основном пользовался паяльниками на 40 и на 100, пару раз понадобился супертонкий. Паяльник на 60 не пригодился.
Бампер укладывается на стол "вверх ногами", чтобы ничего не прогибалось - иначе после сборки он так и будет с прогибом. Плавали, знаем. Также надо сперва собрать весь бампер из кусочков, чтобы все встало на место, а уже потом их закреплять насовсем - если сразу прикреплять каждый кусочек "навечно", то обязательно что-то не сойдется. Где-то я встречал рекомендацию насверлить дырок и скрепить нитками, но мне этот способ не понравился. Я просто прихватывал изолентой.
Когда все собрал - понял, что надо было сразу обезжиривать все швы по ходу дела. Тогда можно было бы пройти паяльником по тому, что получилось. Я этого не сделал и пришлось разбирать обратно, чтобы обезжирить. Все посторонние предметы: пыль, грязь, отпечатки пальцев, ворс от безворсовых салфеток - попадая в шов ослабляют его. Поэтому перед пайкой протираем салфеткой, смоченной в обезжиривателе, и пинцетом стараемся убрать все ворсинки.
Пропаиваем швы паяльником на 40. Паяльник держим под 45 градусов к поверхности и делаем треугольную канавку немного меньше толщины пластика. Сперва пропаиваем все швы с одной стороны бампера (снаружи).
Потом эти же швы с другой стороны (изнутри):
Теперь бампер уже более-менее целый и в руках не разваливается. Но совсем не факт, что он не развалится на автомойке под струей воды под давлением. Поэтому надо загладить швы - залить канавки расплавленным пластиком. Это лучше делать паяльником на 100 ватт, он быстро нагревает небольшой участок до расплавленного состояния. Сперва мазануть по дну канавки, чтобы оно расплавилось, потом собрать туда пластик с краев:
Результат выглядит примерно так:
В те места, которые внушают опасение (которые держат всю конструкцию, подвергаются нагрузкам, которые без снятия бампера потом не починить и т.д.) надо вплавить сетку. Конечно, лучше бы вплавить во все швы, но так слишком долго. Надо спешить, пока озеро не растаяло.
Вверху видна алюминиевая сетка, внизу нержавейка:
Процесс:
Результат:
На краю не хватает довольно большого куска, я его отломил еще в прошлом сезоне и сразу не заметил. Для заплаток у меня только тонкий полипропилен от старого подкрылка, впаять его как нормальный кусок не получится. Поэтому просто пришлепываю заплатки на двусторонний скотч 3М. В декабре я уже ездил с такими заплатками, и убедился, что держатся очень крепко. Даже когда бампер разбился, они не расклеились. Разумеется, все предварительно обезжиривается:
Заплатки в 3 этажа, ужасное зрелище. Хорошо, что это нижний край бампера - вряд ли кто-то будет туда заглядывать :)
Там, где не хватает небольших кусочков в середине (т.е. дырка окружена бампером со всех сторон), там заплатки просто прикладываю сверху, и прохожу паяльником вокруг:
На несущей части бампера (это отдельная деталь) не хватает кусочка для части крепления. Вплавляю туда сеточку:
На нее наношу специальный пластилин для прочности:
Результат плохо видно, но кто в детстве лепил из пластилина - тот поймет:
У защиты картера порвалось ушко:
Заделываю сеточкой, потом проковыряю новую дырку в нужном месте:
Как ни странно, с этим проблем не было - хотя, например, от краски у меня сразу голова начинает болеть. Но вообще да, надо как минимум проветривать, а лучше окно открывать.
Комментарии
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.